Общий экспорт России в прошлом году уменьшился в сравнении с 2014-м на 31%, до $343,4 млрд, подсчитал Центр международной торговли Москвы (ЦМТ) на основе данных ФТС. Главная причина — из-за снижения цены на нефть ее поставки сократились на 40,1%, до $174,3 млрд.
Горох и пробка
Продажи некоторых товаров, наоборот, резко выросли. Например, было продано на 82% больше пробки и изделий из нее, хотя объем поставок невелик — всего $1,16 млн. В основном продается агломерированная пробка, используемая для производства пробок для вина. Президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов говорит, что росту этой группы может быть только одно объяснение — реэкспорт из других стран, поскольку в России пробку не выращивают. Объем экспорта увеличился в основном за счет поставок на Украину, следует из данных ЦМТ.
На втором месте — овощи, корнеплоды и клубнеплоды. Объем продаж этой категории увеличился на 63,4%, до $402,5 млн. Быстрее всего (на 53%, до $322,4 млн) выросли бобовые. Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут отмечает, что бобовые — одна из самых популярных российских экспортных культур. Из-за девальвации рубля вывозить ее стало еще выгоднее, и «производители увеличили производство», отмечает он. Основные экспортируемые бобовые культуры — это горох, нут, чечевица, причем на горох приходится более 70% экспорта бобовых, уточняет Корбут. Основные страны, покупающие бобовые в России, — это Турция, Индия и Пакистан. Кроме того, в группе масличных и зерновых культур самый большой рост показали соевые бобы — экспорт по ним увеличился на 401%, до $119,1 млн.
Картофель и огурцы
Из данных ЦМТ также следует, что в 2015 году резко выросла популярность российского картофеля: экспорт увеличился на 124,6%, до $17,3 млн. Представитель Союза картофелеводов России Татьяна Губина подтверждает тенденцию. Основную причину она видит в том, что в прошлом году был собран рекордно высокий урожай картофеля. По данным Минсельхоза, сбор картофеля в 2015-м составил 33,6 млн. т., на 15,9% больше среднего уровня за последние пять лет. В результате средняя розничная цена на картофель внутри страны снизилась, по данным Росстата, на 25,3%, до 19,91 руб. за 1 кг, в 2015-м. Но из-за девальвации рубля цена на российский картофель стала очень привлекательной для зарубежных покупателей, говорит Губина. «В прошлом году самым популярным направлением экспорта была Украина, в этом году заметной доли она не займет: интерес к российскому картофелю уже проявили Азербайджан, страны Средней Азии и Египет», — отмечает Губина.
Также был отмечен резкий рост экспорта овощей: поставки категории, включающей морковь, репу и свеклу, выросли на 3418%, до $2,6 млн., экспорт огурцов и корнишонов — на 2302,6%, до $1,7 млн., разных видов капусты — на 2446,8%, до $2,4 млн. В основном такой рост обусловлен низкой базой 2014 года, считает гендиректор FruitNews Ирина Козий. Однако, например, рост по огурцам действительно имел место, добавляет она: российское производство огурцов в теплицах заметно увеличилось, и поставщики направляют избыток на экспорт. По данным Росстата, средняя розничная цена 1 кг огурцов в 2015-м увеличилась на 26,8%, до 159 руб.
По данным отчета Национального союза производителей овощей, в 2015 году в России было собрано 682 тыс. т (плюс 6,6% к 2014-му) овощей в закрытом грунте. Огурец является самой популярной культурой, обеспечивая 73% этого объема. Закрытие импорта из ряда стран сделало овощеводство в России популярным направлением, говорил РБК в январе гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Так, например, в январе 2016-го стало известно, что АФК «Система» Владимира Евтушенкова купила крупнейший в России агрокомбинат «Южный» по выращиванию огурцов и помидоров в Карачаево-Черкесской Республике площадью 144 га. Басов говорил в декабре 2015-го, что «Русагро» планирует построить 300 га теплиц по выращиванию огурцов, помидоров и салатов в одном из центральных регионов России.
В феврале 2016-го о планах строить теплицы в Красноярском крае заявил председатель совета директоров «Парус Агро Групп» Андрей Муравьев, который ранее был совладельцем объединенной системы моментальных платежей QIWI. Гендиректор группы «Черкизово» Сергей Михайлов говорил в марте, что его компания тоже рассматривает в долгосрочной перспективе овощеводство как одно из возможных направлений бизнеса.
Как ранее сообщал РБК, соя в последние годы стала одним из самых популярных инвестиционных направлений у российских агрохолдингов. С 2010 по 2014 год производство сои выросло в шесть раз, по данным Минсельхоза. Например, в конце 2014-го компания «Русагро» Вадима Мошковича купила в Приморье 26,5 тыс. га земли под выращивание сои и кукурузы, а также 13,75% масложиркомбината «Приморская соя» в Уссурийске. Гендиректор «Русагро» Максим Басов, комментируя «Ведомостям» покупку, назвал ситуацию «революцией в растениеводстве»: «На юге она происходит уже несколько лет, теперь добралась и до Центральной России. В «Русагро» больше посеяли сои, чем сахарной свеклы. Скажи нам об этом несколько лет назад, мы бы не поверили».
Солод и мука
Группа крупяной и мукомольной продукции заняла третье место в числе самых быстрорастущих экспортных категорий в 2015 году. Больше всего — на 275,4% — в этой группе выросли продажи солода, составив $35,4 млн. В пресс-службе пивоваренной компании «Балтика», которая является одним из крупнейших производителей солода в России, объяснили, что в период роста местного рынка пива сельхозпроизводители много инвестировали в строительство солодовен, но, когда рынок начал сокращаться, появились избытки. Подешевевший рубль и плохой урожай зерновых в Азии облегчили задачу поиска рынков сбыта, говорит представитель компании. По данным ФТС, основными покупателями российского солода в 2015-м стали Латвия (рост на $8 млн., или на 22,7%), Тайвань (на $5,8 млн, 16,4%), Казахстан (на $5,7 млн, 16,2%).
Мясо
В десятку групп товаров, экспорт которых заметно вырос в 2015-м, вошли мясо и мясные субпродукты, следует из данных ЦМТ. Всего в прошлом году было экспортировано мяса и полуфабрикатов на сумму $117 млн., что на 11,7% больше, чем в 2014-м. Наибольший вклад в этот рост внесли экспортные поставки мяса домашней птицы: продажи увеличились на 16,9%, до $75 млн. Также выросли продажи свинины — на 447%, до $9 млн. По словам президента Мясного совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушега Мамиконяна, экспорт этих двух видов мяса действительно заметно растет. К примеру, один из крупнейших производителей мяса в России — группа «Черкизово» — в феврале 2016-го заявила о получении разрешения на экспорт поставок мяса курицы в Объединенные Арабские Эмираты. К 2019-му «Черкизово» рассчитывает довести экспорт куриного мяса до 15–20% от общих объемов своих продаж. Компания также планирует начать экспорт мяса птицы в Египет, Иран и Ирак.
Еще одним рынком для поставок мяса птицы, а также свинины может стать Китай, сейчас активно идут переговоры по открытию рынка этой страны для российских производителей. Представитель компании перечисляет планы: «Россия достигла практически полной самообеспеченности по мясу птицы и свинины. Кроме того, из-за ослабления рубля цена на российское мясо стала одной из самых низких в мире. Совокупность этих факторов делает экспорт российского мяса очень привлекательным». Вице-президент «Мираторга» Александр Никитин говорит, что действительно азиатский рынок наиболее интересен для поставок свинины и говядины. Сейчас его компания поставляет мясную продукцию в Иран, Гонконг, ОАЭ.
«Если говорить про мясной экспорт, то пока нет ветеринарного доступа на основные рынки: Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам. Если его откроют, то появится много дополнительных возможностей», — отмечает он. С ним согласен и Мамиконян: российская свинина очень конкурентноспособна на азиатском рынке — ее цена ниже на 20–30%, чем в Китае. По словам Мамиконяна, высокий экспортный потенциал имеет индейка.
Производство мяса индейки росло в 2015 году быстрее других видов мяса — на 34,9%, до 205 тыс. т. Крупнейшие производители объявили о развитии экспортного направления. К примеру, один из крупнейших производителей индейки, компания «Дамате» заявила об экспорте в 2015-м. Как отметил гендиректор «Дамате» Рашид Хайров, основные направления экспорта — Сьерра-Леоне, Габон, Вьетнам, Гонконг. Также компания получила подтверждение о поставках в Сербию, уже есть предложения по Европе, достигнуты договоренности о поставках в ОАЭ, ожидается разрешение на экспорт в Саудовскую Аравию. «Убирая границы и расширяя географию продаж, мы снижаем свою зависимость от колебаний потребительского спроса на российском рынке и получаем большую возможность для маневрирования. В ситуации падения спроса внутри страны экспорт даст нам возможность сохранять рентабельность производства, а потребителю — покупать продукт по адекватной цене», — объясняет Хайров. В перспективе на экспорт будет отправляться до 25% от общего объема производства, говорит он.
Группа компаний «Евродон», крупнейший в России производитель мяса утки и индейки, в 2016-м начала поставлять утиные языки и лапы в Китай. Компания заключила контракт на поставку 40 т. в месяц с китайским импортером.